СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ В НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО РЕСПУБЛИКИ

 

Матвеев М.Т., Шевченко В.П.

 

Содержанием научно-технического прогресса в сфере уп­равления в народном хозяйстве республики является ши­рокое внедрение и использование новейших технических средств и методов сбора и электронной обработки информации для совершен­ствования процессов планирования и управления. Системное примене­ние вычислительной техники в министерствах и ведомствах, в объедине­ниях и на предприятиях (создание и внедрение АСУ) обеспечивает наиболее высокую экономическую эффективность.

В соответствии с директивами XXIV съезда КПСС и пятилетним пла­ном развития народного хозяйства Украинской ССР на 1971—1975 гг. 40 республиканских и союзно-республиканских министерств и ведомств, а также 10 машиностроительных и другие союзные министерства ведут работы по созданию и внедрению АСУ и электронной вычислительной техники на объектах, расположенных на территории республики.

Период 1971—1975 гг. характеризуется более интенсивным (по сравнению с восьмой пятилеткой) проведением работ по внедрению вычислительной техники в народное хозяйство, а также положительны­ми качественными изменениями в этой области.

Вычислительная мощность (млн. операций в секунду) парка элект­ронных вычислительных машин за годы девятой пятилетки увеличилась более чем в 4 раза, а количество установленных на предприятиях и в организациях республики ЭВМ возросло почти в 3,5 раза. Среднесуточ­ная загрузка ЭВМ средней мощности в 1970 г. была 10,4 ч, в 1974 г.— 11,4 ч и по рабочим дням соответственно 14,9 и 16,3 ч.

В девятой пятилетке создано 275 вычислительных центров, за все предыдущие периоды — 104 ВЦ. Всего на начало десятой пятилетки на территории республики функционировали 800 вычислительных подразде­лений, в том числе 380 вычислительных центров.

По состоянию на 1 января 1976 г. в народном хозяйстве УССР раз­работкой и внедрением АСУ и эксплуатацией вычислительной техники было занято более 50 тыс. специалистов, в том числе около 20 тыс. (примерно 38% общего количества) — разработкой алгоритмов и про­грамм.

Работы по созданию и внедрению АСУ в восьмой пятилетке про­водились преимущественно на уровне предприятий. В 1971—1975 гг. выполнен значительный объем работ по реализации систем республи­канских функциональных органов управления (АСПР Госплана УССР, АСУ Главснаба УССР, АСГС ЦСУ УССР, АСОИ-цен Госкомцен УССР), АСУ ряда министерств и ведомств (ОАСУ), АСУ некоторых террито­риальных органов управления, а также по созданию и внедрению АСУ технологическими процессами (АСУТП). Всего за девятую пятилетку внедрено 341 новых АСУ и подсистем. Количество функционирующих систем и подсистем в конце 1975 г. составило 445.

Общие затраты (капитальные вложения и затраты на проектные разработки) на внедрение вычислительной техники в народное хозяй­ство Украинской ССР в 1971—1975 гг. составили примерно 500 млн. руб., из них более 350 млн. руб.— капитальные вложения. В восьмой пятилет-ке затраты не превышали 90 млн. руб., в том числе капитальные вло­жения — 60 млн. руб.

В среднем на территории республики затраты на внедрение и ис­пользование электронной вычислительной техники на различных объек­тах окупаются за 3—4 года.   Лучшие в  этом отношении  показатели

Механизация и  автоматизация управления  № 1,   1976

3

имеют автоматизированные системы управления. Ряд АСУ обеспечивает окупаемость затрат за 1 год и менее.

Научно-технический уровень функционирующих АСУП, определен­ный в соответствии с утвержденной Госкомитетом Совета Министров СССР по науке и технике временной методикой, достиг в настоящее время в среднем 4—5 баллов (при десятибалльной системе оценок). Предельное значение этого показателя по имеющимся техническим и организационным возможностям в девятой пятилетке могло составить примерно 7 баллов при условии привлечения для разработок АСУ спе­циалистов высшей квалификации (Институт кибернетики АН УССР и др.).

Подавляющее большинство АСУП имеет оценки уровня, близкие к средним по республике, оценки отраслевых систем (3—4 балла) не­сколько ниже оценок АСУП, что объясняется опережением разработок АСУП относительно ОАСУ.

Многие функционирующие АСУП оказали существенное (значитель­но превышающее точность расчетов) влияние на выходные технико-экономические показатели работы предприятий. К ним следует отнести АСУ Львовского производственно-технического объединения «Элек­трон», Донецкого машиностроительного завода имени Ленинского ком­сомола Украины, Черниговского комбината химического волокна, Днепропетровского трубопрокатного завода имени Ленина и др.

По отраслям народного хозяйства работы по внедрению вычисли­тельной техники в девятой пятилетке наибольшее развитие получили в промышленности (металлургия, угольная промышленность, энергетика, машиностроение). В строительстве, на транспорте и в особенности в сельском хозяйстве темпы и объемы проведения этих работ не соот­ветствуют значимости отраслей в общественном производстве рес­публики.

Объемы внедрения и использования вычислительной техники в тер­риториальном разрезе народного хозяйства примерно пропорциональ­ны вкладу области в промышленное производство республики.

Несмотря на то что в ряде ведущих областей УССР (Киевская, Донецкая, Харьковская, Днепропетровская, Одесская, Львовская) имеется большое количество ЭВМ и вычислительных центров, работы по созданию территориальных автоматизированных систем управления (АСУ-область, АСУ-город) в девятой пятилетке были только начаты и практических результатов еще не дали.

Для дальнейшего повышения эффективности внедрения вычисли­тельной техники в народное хозяйство республики и практической ре­ализации требований XXIV съезда КПСС по обеспечению методологи­ческой, информационной и технической совместимости создаваемых АСУ различных уровней с учетом их последующей интеграции в единую республиканскую систему, а также в соответствии с заданиями народ­нохозяйственного плана Госпланом УССР (ГлавНИИВЦ) совместно с Ака­демией наук УССР (Институт кибернетики) разработано техническое за­дание на создание республиканской автоматизированной системы сбора и обработки информации для учета, планирования и управления в народ­ном хозяйстве Украинской ССР (РАС УССР), в рамках которой должна быть решена сложная проблема единства и совместимости систем.

В 1974 г. ГлавНИИВЦ Госплана УССР и Институт кибернетики АН УССР с участием других организаций республики разработали эскизный проект РАС УССР.

В настоящее время разрабатывается в многовариантном аспекте комплексная целевая программа создания РАС УССР в десятой и по­следующих пятилетках.

Программа создания РАС УССР представляет собой комплексную программу совершенствования процессов планирования и управления народным хозяйством республики на основе  широкого  использования

4

Механизация   и автоматизация  управления  № 1,  1976

экономико-математических методов, современных средств вычислительной техники, сбора и передачи данных в увязке с мероприятиями экономического и социального характера, а также программу повышения уровня организованности процессов внедрения вычислительной тех-иики в народное хозяйство республики, исходя из системных принципов, улучшения качества разрабатываемых на всех уровнях управления планов внедрения и использования электронной вычислительной техники. Обеспечение дальнейшего внедрения новой электронной вычисли­тельной техники на объектах народного хозяйства на системных прин-ципах в рамках РАС УССР должно являться основным направлением работ в этой области на период 1976—1980 гг. и на перспективу. Предусматриваемые министерствами и ведомствами мероприятия по внедрению и использованию ЭВМ должны быть в максимальной сте­пени направлены на решение проблемы повышения эффективности общественного производства путем снижения различного рода потерь на объектах, на улучшение использования установленных и вводимых производственных мощностей, повышение качества выпускаемой про-дукции, оптимизацию уровня запасов материалов, оборудования, не-завершенного производства, подготовку и принятие рациональных ре-шений и других факторов.

Функционирование создаваемых и действующих вычислительных центров и АСУ должно оказать положительное влияние на выходные технико-экономические показатели работы предприятий и объединений и прежде всего на объемы и качество выпускаемой продукции, на про­изводительность труда. Экономическая эффективность затрат в этой сфере должна возрасти не менее чем на 20—30% по сравнению с уста­новленными плановыми нормативами.

Накопленный в девятой пятилетке опыт, поступление в народное

хозяйство республики новой более производительной вычислительной

техники третьего поколения с развитым математическим обеспечением

дают основание ставить задачу повышения в десятой пятилетке научно-

технического уровня АСУ различных  объектов  народного  хозяйства

в среднем до 7—8 баллов (на 40—50%), а уровня автоматизации инфор-

мационно-вычислительных работ — в 2—3 раза (до 10—15%), обеспе-

чения рациональной суточной загрузки ЭВМ с учетом установленных

госпланом СССР нормативов. В целом научно-технический уровень РАС

УССР должен быть повышен за годы десятой пятилетки в 2—3 раза.

При этом срок окупаемости  затрат  на создание   электронных   систем

обработки  данных в среднем по республике   не  должен   превышать

трех лет.

Для достижения этих целей в 1976—1980 гг. необходимо увеличить

вычислительную мощность парка ЭВМ республики примерно в 3—4 раза

путем ввода в действие ЭВМ третьего поколения серии ЕС ЭВМ и серии

АСВТ. С целью улучшения использования и повышения эффективности

устанавливаемых вычислительных машин в 1976—1980 гг. следует созда-

вать индивидуальные ИВЦ для крупных предприятий, кустовых ИВЦ, об-

служивающих близко расположенные предприятия и организации мини-

стерства   (ведомства),   расположенные  на   территории   области   или

города, т. е. концентрировать вычислительные мощности в пределах

министерства и ведомства. К классу кустовых межведомственных вы-

числительных центров следует отнести все создаваемые ВЦ   системы

ЦСУ УССР, которые пока имеют запас вычислительных мощностей для

возможности обслуживания местных органов управления, сельскохозяй-

ственных организаций и предприятий и других потребителей.

Создание мощных кустовых вычислительных центров позволит зна-

чительно улучшить использование вычислительной техники, усовершен-

ствовать технологию обработки информации, снизить удельные затраты

на выполнение проектных и информационно-вычислительных работ.

4

Механизация   и автоматизация управления  № 1,  1976 5

На основе вводимых в десятой пятилетке вычислительных мощнос­тей создание новых ВЦ и АСУ и дальнейшее развитие действующих следует предусматривать в первую очередь в объединениях, комби­натах, на крупных предприятиях и в организациях с численностью ра­ботающих несколько тысяч человек, т. е. там, где экономически это наиболее целесообразно.

Министерствам и ведомствам республики необходимо организо­вать и обеспечить проведение глубоких исследований по определению возможного экономического потенциала внедрения электронной вы­числительной техники на подведомственных объектах, а также путем наилучшего использования направляемых на эти цели материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Одной из наиболее важных задач в области кибернетизации на­родного хозяйства в десятой пятилетке является обеспечение более интенсивного развития автоматизированных систем обработки инфор­мации республиканского уровня: АСПР Госплана, АСФР Минфина, АСГС ЦСУ, АСУ МТС Главснаба, АСОИ-цен Госкомцен.

Внедрение второй очереди АСПР Госплана УССР (примерно 600 плановых расчетов на ЭВМ, значительная часть из которых оптимиза­ционные, балансовые прогнозные расчеты) должно существенно улучшить качество разрабатываемых народнохозяйственных планов республики, в первую очередь, в результате повышения уровня их сба­лансированности. Одновременно в десятой пятилетке необходимо внедрить в пяти областях автоматизированные системы плановых рас­четов области (Донецкая, Днепропетровская, Одесская, Львовская, Харьковская).

В 1976—1980 гг. необходимо разработать и ввести в эксплуатацию подсистемы «Государственный бюджет», «Государственные доходы», «Финансы непроизводственной сферы» первой очереди АСФР и обеспе­чить выполнение на ЭВМ многовариантных сводных и балансовых рас­четов по планированию и прогнозированию доходов и расходов гос­бюджета УССР, планированию, учету и анализу выполнения плана поступления платежей в доход бюджета; планированию и прогнозиро­ванию расходов на социально-культурные мероприятия с охватом примерно 70% формализуемых вычислительных задач министерств по планированию и исполнению госбюджета УССР.

Актуальной проблемой при создании AСГС УССР является разра­ботка, опытная проверка и практическое создание автоматизированных массивов статистических и учетных данных на различных уровнях си­стемы управления (республика, область, район, позволяющих получать необходимую информацию в требуемые периоды отчетности, по запро­сам в документальном виде и на машинных носителях, а также путем, межмашинного обмена по системе передачи данных.

Необходимо также организовать подготовку и передачу отчетных и статистических данных на машинных носителях по требованию  ми­нистерств   И  ведомств,    необходимых     для   решения    оптимизационных,

прогнозных, аналитических и других задач в соответствующих автома­тизированных   системах.   Так,   для   разработки  планового межотраслевого

баланса в АСПР Госплана   УССР   и возможности   практического

использования   полученных  результатов   необходимы   paзработка ( с пе

риодичностью хотя бы раз в два года) и передача из АСГС в АСПР

данных отчетного межотраслевого баланса.

В 1976—1980 гг. следует продолжать разработку и внедрение АСУ МТС УССР как в ее важнейших составляющих частях (главки, терри ториальные управления, складские хозяйства), так и в области взаимо­действия вычислительных центров ПТО "Укрглавснабсистема» с вычис­лительными центрами министерств и ведомств республики.

Большое внимание необходимо уделить также созданию информа-

6

Механизация   и автоматизация управления  № 1,  1974

ционно-справочных   систем   (ИСС)   для   главных  и  территориальных управлений, обеспечивающих выдачу не только периодических доку-ментов, но и справок по различным вопросам, что позволит высвобо-дить до 30% рабочего времени у работников организаций Главснаба

УССР для аналитической и творческой работы.

Характерной особенностью системного подхода к внедрению вы-числительной техники   в десятой пятилетке должно быть проведение работ по созданию типовых территориальных АСУ. Необходимо в этот период разработать и проверить типовые проектные решения по АСУ-области на примере Одесской, Донецкой, Львовской, Днепропетров-ской и Харьковской областей, АСУ-города — Киев, Донецк, Днепро­петровск, Харьков, а также АСУ двух районов областного подчинения и подготовить таким образом базу для тиражирования в последующей пятитилетке типовых проектов региональных систем управления. Развитие этих работ будет зависеть от решения вопросов финансирования как разработок, так и капитального строительства и эксплуатации созда­ваемых вычислительных систем.

Большие (по сравнению с девятой пятилеткой) объемы работ по внедрению вычислительной техники необходимо предусмотреть в про­мышленности, строительстве, сельском хозяйстве, торговле, на транс­порте и в связи, обеспечить должное развитие работ по ОАСУ для ведущих (18—20) министерств и ведомств.

Таким образом, в десятой пятилетке необходимо завершить рабо­ты по проектированию и внедрению первых очередей важнейших меж­отраслевых и отраслевых звеньев РАС УССР, таких как АСПР, АСУ МТС, АСГС, АСФР, АСОИ-цен, ОАСУ министерств и ведомств. На этом этапе должны быть выполнены значительные научно-исследовательские и опытные работы по обработке автоматизированного взаимодействия указанных звеньев.

Для снижения растущих и существенных затрат (около 40% стои-мости техники) на разработку проектной документации в 1976—1980 гг. необходимо интенсифицировать переход к типовому проектированию ОАСУ в рамках проекта РАС УССР на принципах кооперирования ре­сурсов разработчиков по комплексам АСУ родственных отраслей (таких как сельское хозяйство, строительство и т. д.), внедрения типовых комплексов задач и модулей программного, информационного и тех­нического обеспечения.

Анализ практики разработки, внедрения и эксплуатации электрон­ных систем обработки данных в республике вскрыл ряд серьезных недостатков (главным образом организационного и научного характе­ра), снижающих эффективность их использования в народном хозяйстве и отрицательно влияющих на процесс объединения отдельных систем в единую республиканскую автоматизированную систему сбора и обра­ботки информации для учета, планирования и управления в народном хозяйстве.

Устранение этих недостатков, объективный анализ и оценка до­стигнутых в девятой пятилетке результатов, глубокое изучение и обо­снование направлений и объектов для наиболее эффективной автомати­зации информационных процессов управления, а также все увеличи­вающиеся материально-технические и научные возможности — основа для получения еще большей отдачи от работ по созданию и внедре-нию электронных систем обработки данных в народное хозяйство рес­публики в десятой пятилетке.

Механизация и автоматизация  управления  №  1,  1976

© v-v-glushkova

Бесплатный хостинг uCoz