|
СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ В НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО РЕСПУБЛИКИ
Матвеев М.Т., Шевченко В.П.
Содержанием научно-технического прогресса в сфере управления в народном хозяйстве республики является широкое внедрение и использование новейших технических средств и методов сбора и электронной обработки информации для совершенствования процессов планирования и управления. Системное применение вычислительной техники в министерствах и ведомствах, в объединениях и на предприятиях (создание и внедрение АСУ) обеспечивает наиболее высокую экономическую эффективность. В соответствии с директивами XXIV съезда КПСС и пятилетним планом развития народного хозяйства Украинской ССР на 1971—1975 гг. 40 республиканских и союзно-республиканских министерств и ведомств, а также 10 машиностроительных и другие союзные министерства ведут работы по созданию и внедрению АСУ и электронной вычислительной техники на объектах, расположенных на территории республики. Период 1971—1975 гг. характеризуется более интенсивным (по сравнению с восьмой пятилеткой) проведением работ по внедрению вычислительной техники в народное хозяйство, а также положительными качественными изменениями в этой области. Вычислительная мощность (млн. операций в секунду) парка электронных вычислительных машин за годы девятой пятилетки увеличилась более чем в 4 раза, а количество установленных на предприятиях и в организациях республики ЭВМ возросло почти в 3,5 раза. Среднесуточная загрузка ЭВМ средней мощности в 1970 г. была 10,4 ч, в 1974 г.— 11,4 ч и по рабочим дням соответственно 14,9 и 16,3 ч. В девятой пятилетке создано 275 вычислительных центров, за все предыдущие периоды — 104 ВЦ. Всего на начало десятой пятилетки на территории республики функционировали 800 вычислительных подразделений, в том числе 380 вычислительных центров. По состоянию на 1 января 1976 г. в народном хозяйстве УССР разработкой и внедрением АСУ и эксплуатацией вычислительной техники было занято более 50 тыс. специалистов, в том числе около 20 тыс. (примерно 38% общего количества) — разработкой алгоритмов и программ. Работы по созданию и внедрению АСУ в восьмой пятилетке проводились преимущественно на уровне предприятий. В 1971—1975 гг. выполнен значительный объем работ по реализации систем республиканских функциональных органов управления (АСПР Госплана УССР, АСУ Главснаба УССР, АСГС ЦСУ УССР, АСОИ-цен Госкомцен УССР), АСУ ряда министерств и ведомств (ОАСУ), АСУ некоторых территориальных органов управления, а также по созданию и внедрению АСУ технологическими процессами (АСУТП). Всего за девятую пятилетку внедрено 341 новых АСУ и подсистем. Количество функционирующих систем и подсистем в конце 1975 г. составило 445. Общие затраты (капитальные вложения и затраты на проектные разработки) на внедрение вычислительной техники в народное хозяйство Украинской ССР в 1971—1975 гг. составили примерно 500 млн. руб., из них более 350 млн. руб.— капитальные вложения. В восьмой пятилет-ке затраты не превышали 90 млн. руб., в том числе капитальные вложения — 60 млн. руб. В среднем на территории республики затраты на внедрение и использование электронной вычислительной техники на различных объектах окупаются за 3—4 года. Лучшие в этом отношении показатели Механизация и автоматизация управления № 1, 1976 3 имеют автоматизированные системы управления. Ряд АСУ обеспечивает окупаемость затрат за 1 год и менее. Научно-технический уровень функционирующих АСУП, определенный в соответствии с утвержденной Госкомитетом Совета Министров СССР по науке и технике временной методикой, достиг в настоящее время в среднем 4—5 баллов (при десятибалльной системе оценок). Предельное значение этого показателя по имеющимся техническим и организационным возможностям в девятой пятилетке могло составить примерно 7 баллов при условии привлечения для разработок АСУ специалистов высшей квалификации (Институт кибернетики АН УССР и др.). Подавляющее большинство АСУП имеет оценки уровня, близкие к средним по республике, оценки отраслевых систем (3—4 балла) несколько ниже оценок АСУП, что объясняется опережением разработок АСУП относительно ОАСУ. Многие функционирующие АСУП оказали существенное (значительно превышающее точность расчетов) влияние на выходные технико-экономические показатели работы предприятий. К ним следует отнести АСУ Львовского производственно-технического объединения «Электрон», Донецкого машиностроительного завода имени Ленинского комсомола Украины, Черниговского комбината химического волокна, Днепропетровского трубопрокатного завода имени Ленина и др. По отраслям народного хозяйства работы по внедрению вычислительной техники в девятой пятилетке наибольшее развитие получили в промышленности (металлургия, угольная промышленность, энергетика, машиностроение). В строительстве, на транспорте и в особенности в сельском хозяйстве темпы и объемы проведения этих работ не соответствуют значимости отраслей в общественном производстве республики. Объемы внедрения и использования вычислительной техники в территориальном разрезе народного хозяйства примерно пропорциональны вкладу области в промышленное производство республики. Несмотря на то что в ряде ведущих областей УССР (Киевская, Донецкая, Харьковская, Днепропетровская, Одесская, Львовская) имеется большое количество ЭВМ и вычислительных центров, работы по созданию территориальных автоматизированных систем управления (АСУ-область, АСУ-город) в девятой пятилетке были только начаты и практических результатов еще не дали. Для дальнейшего повышения эффективности внедрения вычислительной техники в народное хозяйство республики и практической реализации требований XXIV съезда КПСС по обеспечению методологической, информационной и технической совместимости создаваемых АСУ различных уровней с учетом их последующей интеграции в единую республиканскую систему, а также в соответствии с заданиями народнохозяйственного плана Госпланом УССР (ГлавНИИВЦ) совместно с Академией наук УССР (Институт кибернетики) разработано техническое задание на создание республиканской автоматизированной системы сбора и обработки информации для учета, планирования и управления в народном хозяйстве Украинской ССР (РАС УССР), в рамках которой должна быть решена сложная проблема единства и совместимости систем. В 1974 г. ГлавНИИВЦ Госплана УССР и Институт кибернетики АН УССР с участием других организаций республики разработали эскизный проект РАС УССР. В настоящее время разрабатывается в многовариантном аспекте комплексная целевая программа создания РАС УССР в десятой и последующих пятилетках. Программа создания РАС УССР представляет собой комплексную программу совершенствования процессов планирования и управления народным хозяйством республики на основе широкого использования 4 Механизация и автоматизация управления № 1, 1976 экономико-математических методов, современных средств вычислительной техники, сбора и передачи данных в увязке с мероприятиями экономического и социального характера, а также программу повышения уровня организованности процессов внедрения вычислительной тех-иики в народное хозяйство республики, исходя из системных принципов, улучшения качества разрабатываемых на всех уровнях управления планов внедрения и использования электронной вычислительной техники. Обеспечение дальнейшего внедрения новой электронной вычислительной техники на объектах народного хозяйства на системных прин-ципах в рамках РАС УССР должно являться основным направлением работ в этой области на период 1976—1980 гг. и на перспективу. Предусматриваемые министерствами и ведомствами мероприятия по внедрению и использованию ЭВМ должны быть в максимальной степени направлены на решение проблемы повышения эффективности общественного производства путем снижения различного рода потерь на объектах, на улучшение использования установленных и вводимых производственных мощностей, повышение качества выпускаемой про-дукции, оптимизацию уровня запасов материалов, оборудования, не-завершенного производства, подготовку и принятие рациональных ре-шений и других факторов. Функционирование создаваемых и действующих вычислительных центров и АСУ должно оказать положительное влияние на выходные технико-экономические показатели работы предприятий и объединений и прежде всего на объемы и качество выпускаемой продукции, на производительность труда. Экономическая эффективность затрат в этой сфере должна возрасти не менее чем на 20—30% по сравнению с установленными плановыми нормативами. Накопленный в девятой пятилетке опыт, поступление в народное хозяйство республики новой более производительной вычислительной техники третьего поколения с развитым математическим обеспечением дают основание ставить задачу повышения в десятой пятилетке научно- технического уровня АСУ различных объектов народного хозяйства в среднем до 7—8 баллов (на 40—50%), а уровня автоматизации инфор- мационно-вычислительных работ — в 2—3 раза (до 10—15%), обеспе- чения рациональной суточной загрузки ЭВМ с учетом установленных госпланом СССР нормативов. В целом научно-технический уровень РАС УССР должен быть повышен за годы десятой пятилетки в 2—3 раза. При этом срок окупаемости затрат на создание электронных систем обработки данных в среднем по республике не должен превышать трех лет. Для достижения этих целей в 1976—1980 гг. необходимо увеличить вычислительную мощность парка ЭВМ республики примерно в 3—4 раза путем ввода в действие ЭВМ третьего поколения серии ЕС ЭВМ и серии АСВТ. С целью улучшения использования и повышения эффективности устанавливаемых вычислительных машин в 1976—1980 гг. следует созда- вать индивидуальные ИВЦ для крупных предприятий, кустовых ИВЦ, об- служивающих близко расположенные предприятия и организации мини- стерства (ведомства), расположенные на территории области или города, т. е. концентрировать вычислительные мощности в пределах министерства и ведомства. К классу кустовых межведомственных вы- числительных центров следует отнести все создаваемые ВЦ системы ЦСУ УССР, которые пока имеют запас вычислительных мощностей для возможности обслуживания местных органов управления, сельскохозяй- ственных организаций и предприятий и других потребителей. Создание мощных кустовых вычислительных центров позволит зна- чительно улучшить использование вычислительной техники, усовершен- ствовать технологию обработки информации, снизить удельные затраты на выполнение проектных и информационно-вычислительных работ. 4 Механизация и автоматизация управления № 1, 1976 5 На основе вводимых в десятой пятилетке вычислительных мощностей создание новых ВЦ и АСУ и дальнейшее развитие действующих следует предусматривать в первую очередь в объединениях, комбинатах, на крупных предприятиях и в организациях с численностью работающих несколько тысяч человек, т. е. там, где экономически это наиболее целесообразно. Министерствам и ведомствам республики необходимо организовать и обеспечить проведение глубоких исследований по определению возможного экономического потенциала внедрения электронной вычислительной техники на подведомственных объектах, а также путем наилучшего использования направляемых на эти цели материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Одной из наиболее важных задач в области кибернетизации народного хозяйства в десятой пятилетке является обеспечение более интенсивного развития автоматизированных систем обработки информации республиканского уровня: АСПР Госплана, АСФР Минфина, АСГС ЦСУ, АСУ МТС Главснаба, АСОИ-цен Госкомцен. Внедрение второй очереди АСПР Госплана УССР (примерно 600 плановых расчетов на ЭВМ, значительная часть из которых оптимизационные, балансовые прогнозные расчеты) должно существенно улучшить качество разрабатываемых народнохозяйственных планов республики, в первую очередь, в результате повышения уровня их сбалансированности. Одновременно в десятой пятилетке необходимо внедрить в пяти областях автоматизированные системы плановых расчетов области (Донецкая, Днепропетровская, Одесская, Львовская, Харьковская). В 1976—1980 гг. необходимо разработать и ввести в эксплуатацию подсистемы «Государственный бюджет», «Государственные доходы», «Финансы непроизводственной сферы» первой очереди АСФР и обеспечить выполнение на ЭВМ многовариантных сводных и балансовых расчетов по планированию и прогнозированию доходов и расходов госбюджета УССР, планированию, учету и анализу выполнения плана поступления платежей в доход бюджета; планированию и прогнозированию расходов на социально-культурные мероприятия с охватом примерно 70% формализуемых вычислительных задач министерств по планированию и исполнению госбюджета УССР. Актуальной проблемой при создании AСГС УССР является разработка, опытная проверка и практическое создание автоматизированных массивов статистических и учетных данных на различных уровнях системы управления (республика, область, район, позволяющих получать необходимую информацию в требуемые периоды отчетности, по запросам в документальном виде и на машинных носителях, а также путем, межмашинного обмена по системе передачи данных. Необходимо также организовать подготовку и передачу отчетных и статистических данных на машинных носителях по требованию министерств И ведомств, необходимых для решения оптимизационных, прогнозных, аналитических и других задач в соответствующих автоматизированных системах. Так, для разработки планового межотраслевого баланса в АСПР Госплана УССР и возможности практического использования полученных результатов необходимы paзработка ( с пе риодичностью хотя бы раз в два года) и передача из АСГС в АСПР данных отчетного межотраслевого баланса. В 1976—1980 гг. следует продолжать разработку и внедрение АСУ МТС УССР как в ее важнейших составляющих частях (главки, терри ториальные управления, складские хозяйства), так и в области взаимодействия вычислительных центров ПТО "Укрглавснабсистема» с вычислительными центрами министерств и ведомств республики. Большое внимание необходимо уделить также созданию информа- 6 Механизация и автоматизация управления № 1, 1974 ционно-справочных систем (ИСС) для главных и территориальных управлений, обеспечивающих выдачу не только периодических доку-ментов, но и справок по различным вопросам, что позволит высвобо-дить до 30% рабочего времени у работников организаций Главснаба УССР для аналитической и творческой работы. Характерной особенностью системного подхода к внедрению вы-числительной техники в десятой пятилетке должно быть проведение работ по созданию типовых территориальных АСУ. Необходимо в этот период разработать и проверить типовые проектные решения по АСУ-области на примере Одесской, Донецкой, Львовской, Днепропетров-ской и Харьковской областей, АСУ-города — Киев, Донецк, Днепропетровск, Харьков, а также АСУ двух районов областного подчинения и подготовить таким образом базу для тиражирования в последующей пятитилетке типовых проектов региональных систем управления. Развитие этих работ будет зависеть от решения вопросов финансирования как разработок, так и капитального строительства и эксплуатации создаваемых вычислительных систем. Большие (по сравнению с девятой пятилеткой) объемы работ по внедрению вычислительной техники необходимо предусмотреть в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, торговле, на транспорте и в связи, обеспечить должное развитие работ по ОАСУ для ведущих (18—20) министерств и ведомств. Таким образом, в десятой пятилетке необходимо завершить работы по проектированию и внедрению первых очередей важнейших межотраслевых и отраслевых звеньев РАС УССР, таких как АСПР, АСУ МТС, АСГС, АСФР, АСОИ-цен, ОАСУ министерств и ведомств. На этом этапе должны быть выполнены значительные научно-исследовательские и опытные работы по обработке автоматизированного взаимодействия указанных звеньев. Для снижения растущих и существенных затрат (около 40% стои-мости техники) на разработку проектной документации в 1976—1980 гг. необходимо интенсифицировать переход к типовому проектированию ОАСУ в рамках проекта РАС УССР на принципах кооперирования ресурсов разработчиков по комплексам АСУ родственных отраслей (таких как сельское хозяйство, строительство и т. д.), внедрения типовых комплексов задач и модулей программного, информационного и технического обеспечения. Анализ практики разработки, внедрения и эксплуатации электронных систем обработки данных в республике вскрыл ряд серьезных недостатков (главным образом организационного и научного характера), снижающих эффективность их использования в народном хозяйстве и отрицательно влияющих на процесс объединения отдельных систем в единую республиканскую автоматизированную систему сбора и обработки информации для учета, планирования и управления в народном хозяйстве. Устранение этих недостатков, объективный анализ и оценка достигнутых в девятой пятилетке результатов, глубокое изучение и обоснование направлений и объектов для наиболее эффективной автоматизации информационных процессов управления, а также все увеличивающиеся материально-технические и научные возможности — основа для получения еще большей отдачи от работ по созданию и внедре-нию электронных систем обработки данных в народное хозяйство республики в десятой пятилетке. Механизация и автоматизация управления № 1, 1976 |
© v-v-glushkova |