|
АСУ. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Академик В. М. Глушков
В соответствии с Директивами XXIV съезда КПСС созданы и создаются сотни АСУ различных классов. Наибольшее место среди них занимают автоматизированные системы управления предприятиями и объединениями, а также автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУТП). Многие из этих систем оказались весьма эффективными, однако далеко не весь полученный от их внедрения эффект находит сегодня прямое денежное выражение. Как показал опыт, внедрение АСУ на предприятиях позволяет увеличить объем выпускаемой продукции на 3—7%, сократить уровень запасов на 20—25%, уменьшить нормативы оборотных средств на 16— 18%. На многих машиностроительных заводах внедрение АСУ позволило сократить в несколько раз сроки запуска в производство новых сложных изделий и резко (в 5—6 раз) уменьшить списываемые остатки материалов и комплектующих изделий после окончания выполнения сложных заказов в мелкосерийном и единичном производстве. На многих машиностроительных и приборостроительных предприятиях, внедривших АСУ, отмечается значительное ускорение темпов роста ряда технико-экономических показателей и прежде всего темпов роста производительности труда. Такое ускорение обусловливается рядом причин. Одна из них — увеличение действенности социалистического соревнования, основанного на несравненно большей оперативности и точности учета, обеспечиваемых автоматизированными системами управления (например, оперативное доведение до рабочих результатов расчетов зарплаты при переходе на ежедневное начисление). Другая не менее важная причина увеличения темпов роста технико-экономических показателей производства состоит в том, что АСУ позволяет оперативно производить детальный технико-экономический анализ всех факторов, влияющих на производительность труда, себестоимость продукции, ее качество и другие показатели и тем самым ставить конкретные цели перед администрацией и инженерно-техническим персоналом по совершенствованию организации и технологии производства. Кроме того, АСУ дает возможность руководству и инженерно-техническому персоналу избежать затрат времени на составление справок и отчетов, продвижение заказов в цехах, организацию авралов и сосредоточиться на решении наиболее актуальных задач совершенствования технологии и управления производством. Сегодня уже нередки случаи, когда внедрение АСУ позволило предприятиям увеличить годовые темпы роста производительности труда с 3—4 до 12—14%. Хотя эти темпы роста наряду с другими составляющими эффекта, о которых шла речь выше, пока не учитываются Механизация и автоматизация управления, № 1, 1975 3 принятой методикой расчета экономической эффективности АСУ, тем не менее она оказывается достаточно высокой. Общий экономический эффект от внедрения АСУ в 1971—1973 гг. составил 723 млн. руб. Планом на 1974 г. общий эффект от дополнительной прибыли, получаемой от внедрения АСУ, был предусмотрен в размере 480 млн. руб. Всего же в соответствии с пятилетним планом общий эффект от внедрения АСУ составит 1850 млн. руб. По данным Государственного комитета по науке и технике, затраты на создание АСУ окупаются в среднем за 3,3 года. Если принимать во внимание лишь те АСУ, функционирование которых не сводится к автоматизации решения простейших бухгалтерских учетных задач, а к решению коренных задач планирования и управления, то сроки окупаемости затрат для таких систем не превышают двух лет. Иными словами, уже на современном этапе без учета многих составляющих эффекта эффективность вложения средств в АСУ в среднем в 3 раза выше, чем в основное производство. Например, внедрение отраслевой АСУ Минприбора только в 1972 г. позволило получить дополнительную прибыль в сумме около 13 млн. руб., в результате чего расходы на ее создание и эксплуатацию окупились менее чем за один год. За полтора года окупились расходы на создание АСУП в Ленинградском оптико-механическом объединении и ПТО «Электрон» (г. Львов) и т. д. Однако наряду с указанными высокоэффективными системами за последние годы появилось немало АСУ с незначительной, нулевой, а иногда и отрицательной эффективностью. Детальный анализ показывает, что подобное положение имеет место там, где на самом деле никаких АСУ в том смысле, который вкладывается в это понятие современной наукой, создано не было. Подобные «псевдо-АСУ» при пренебрежении к давно сформулированным принципам построения АСУ ориентируются не на кореннное улучшение решения основных задач планирования и управления производством, а лишь на отдельные рутинные задачи, решаемые на ЭВМ в том же виде, в каком они решались ранее. Имеются три основные причины появления подобных «псевдо-АСУ». Первая причина заключается в слабости технической базы. Дело в том, что до последнего времени можно было строить АСУ лишь на ЭВМ второго поколения (в основном «Минск-32»), выпускавшихся без магнитных дисков и с крайне слабым математическим обеспечением. Положение усугублялось почти полным отсутствием выпуска необходимой периферийной техники (регистраторов производства, дисплеев и др.), а также плохим качеством магнитной ленты и других машинных носителей информации. В этих условиях создание АСУ, отвечающих современным требованиям, предъявляло особо высокие требования к квалификации разработчиков АСУ. Следует сказать, что разработчики АСУ в США, Западной Европе и Японии считают вообще невозможным создание сколько-нибудь эффективных АСУ без мощной технической базы. Поэтому создание высокоэффективных отечественных АСУ можно рассматривать как своеобразный научный подвиг, свидетельствующий о весьма высокой квалификации и огромном труде аналитиков, системотехников и программистов. Вторая причина появления «псевдо-АСУ» заключается в том, что в условиях общего недостатка кадров разработчиков АСУ (имеющего место во всем мире) необходимо обеспечить должную организацию их работы. Если в восьмой пятилетке АСУ создавались в основном по индивидуальным проектам, то в девятой основой технической политики в области создания АСУ должна была стать концентрация наиболее квалифицированных кадров при относительно небольшом количестве типовых проектов и организация массовых индустриальных форм их привязки и внедрения на конкретных объектах. Как показал опыт группы машиностроительных отраслей промышленности, такая политика в 4—5 4 Механизация и автоматизация управления, № 1, 197 раз увеличивает производительность труда в разработке и внедрении-АСУ» Задания в области разработки и внедрения АСУ в девятой пятилетке возросли по сравнению с восьмой не менее чем в 8 раз, а число квалифицированных кадров в течение пяти лет было лишь удвоено. Выполнение заданий пятилетнего плана по АСУ без снижения среднего качества разработок в таких условиях могла обеспечить только политика концентрации квалифицированных кадров на типовых проектах и переход к индустриальным методам внедрения. К сожалению, она была проведена далеко не всюду. В результате число квалифицированных кадров, приходящихся на один проект, уменьшилось, что не могло не привес-ти к снижению качества проектирования и к появлению некачественных проектов, т. е. к подмене настоящих систем автоматизации псевдосистемами. Третья причина появления «псевдо-АСУ» состоит в формально-бюрократическом отношении руководителей ряда предприятий и министерств к вопросам создания и внедрения АСУ. Появление «псевдо-АСУ» особенно опасно тем, что бросает тень на идею автоматизации управления и приводит к возникновению волны вторичного скептицизма. Если первичный скептицизм (распространенный в 60-е годы) основывался на полном незнании возможностей ЭВМ, то вторичный (по крайней мере внешне) — на определенном знании и опыте, возникшем в результате появления «псевдо-АСУ». Положение усугубляется тем, что до настоящего времени трудности, стоящие на пути создания действительно эффективных АСУ, в полной мере еще не оцениваются большинством наших хозяйственных руководителей. От их внимания, как правило, ускользает тот факт, что создание высокоэффективной АСУ для современного крупного предприятия представляет собой весьма сложную задачу. Поэтому трудно назвать нормальным положение, когда разработку АСУ находят возможным поручать на полуобщественных началах какой-либо лаборато- рии или институту, отягощенных к тому же многочисленной дополнительной тематикой. Из сказанного следует вывод о полной бесперспективности технической политики, основанной на индивидуальном проектировании АСУ. Производимый в настоящее время переход на ЭВМ третьего поколе-ния (ЕС ЭВМ) еще более облегчает задачу типизации АСУ. Если для ЭВМ второго поколения использовался в основном лишь один уровень типизации по группам родственных (например, машиностроительных) предприятий, то для АСУ всех классов (от цеха и склада до отрасли) представляется возможным типизировать большую часть технического и программного обеспечения и значительную часть информационного обеспечения. Уже сейчас возможности ЕС ЭВМ обеспечивают условия для созда- ния достаточно широкого класса конфигураций технических средств, особенно устройств внешней памяти и стандартных устройств ввода-вы-вода для ВЦ общего назначения. Распространение этих возможностей на комплексирование центральных процессоров, включая миникомпью-теры и «нестандартные» (с точки зрения классической вычислительной техники) периферийные устройства (цеховые и складские регистрато-ры, кассовые аппараты и т. п.), позволит с минимальной затратой сил средств создавать технические комплексы для АСУ в любых отраслях народного хозяйства (включая непромышленную сферу). Разработанные и освоенные системы и пакеты программ для ЕС ЭВМ (над которыми трудились десятки тысяч специалистов в разных странах) также позволяют охватить большое число задач планирования и управления и облегчить труд программистов, занятых разработками АСУ. Продолжение работы над пакетами программ приведет к возмож- Механизация и автоматизация управления, № 1, 1975 5 ности централизованного снабжения программами (и процедурами) управления всех разработчиков независимо от вида разрабатываемой АСУ. Такое снабжение предполагает соответствующую централизацию обучения всех разработчиков новым (ускоренным) методам создания АСУ. В сзязи с этим важнейшей первоочередной задачей является создание мощного учебно-методического центра. В таком центре прежде всего должна быть создана и развита техническая база, позволяющая быстро создавать прототипы технических комплексов для любых видов АСУ. Этот центр должен также концентрировать работу по созданиюн и освоению пакетов прикладных программ для широкого применения (включая не только обычные АСУ, но и автоматизацию испытаний, про ектно-конструкторских работ и др.). При наличии подобного центра и головных НИИАСУ во всех отрас лях (или группах родственных отраслей) работа по созданию АСУ в рес публике может быть организована следующим образом. В головных НИИАСУ разрабатываются технические задания на АСУ различных ти пов. В соответствии с планом работ разработчиков АСУ из головных институтов направляют в учебно-методический центр (УМЦ), где для них создается необходимая конфигурация технических средств и ком понуется необходимый состав математического обеспечения. При этом в пакетах ЕС ЭВМ, ориентированных на АСУ, имеются уже необходи мые формы представления информации как внутри ЭВМ, так и на ее входах и выходах. Освоив определенную учебную программу по рабо те на рекомендуемой конфигурации технико-программных средств (сначала на некоторой условной информации), разработчики в даль нейшем концентрируют свое внимание на заполнении массивов реаль ной информацией, з том числе на создании (или применении) необхо димых классификаторов. Освоив работу с первым экземпляром разрабатываемой системы на той или иной реальной информации, разработчики вместе с УМЦ организуют обучение кадров пользователей тех объектов (предприятий, магазинов, строительных трестов и т. д.), где будет внедряться система этого типа. Применительно к каждому объекту головной НИИ совместно с УМЦ уточняет конфигурацию технического комплекса и программ го обеспечения, после чего оно централизованно ( специальным мон тажно-наладческим трестом) поставляется, монтируется и отлажива ется. Одновременно заранее подготовленный персонал пользователей. организует наполнение системы реальной информацией в соответствии с разработанными головным НИИ стандартами (классификаторами, формами документов и т. п.). Поскольку создание эффективных АСУ, как правило, требует корен ного изменения организационных форм управления, а в ряде случаев и введенных ранее экономических механизмов, в задачу головного НИИАСУ должны входить не только автоматизация обработки инфор мации, но и проектирование (под руководством УМЦ) всей организации управления. Здесь речь идет о структуре и функциях различных звеньев органов управления, процедурах принятия решений и контроля испол нения, формах материального и морального поощрения и т. п. Наряду с созданием отдельных функциональных звеньев автомати зированного управления в виде низовых и отраслевых АСУ, а также общереспубликанских АСУ (АСПР, АСУ МТС и др.) важнейшее значение имеет единый замысел всех создаваемых АСУ, а также техническая и информационно-программная их стыковка. Эта задача должна быть решена на основе разработки и постоянного уточнения республиканской автоматизированной системы, а также с помощью рабочих форм коор динации в виде советов главных конструкторов и его представителя во всех разрабатываемых АСУ. 6 Механизация и автоматизация управления, № 1, 1
Важное значение в ускорении темпов и увеличении эффективности автоматизации управления в народном хозяйстве будет иметь создание Республиканской сети вычислительных центров коллективного пользования (ВЦКП) и системы связанных с ними терминалов абонентских пунктов, установленных у пользователей. Решение этой задачи тесно связано с развитием общереспубликанской сети передачи данных. Помимо связи пользователей с ВЦКП, эта сеть должна обеспечить прямой обмен информацией между АСУ различных ведомств и уровней управления (горизонтальные и вертикальные связи), что позволит улучшить качество управления во всех звеньях народного хозяйства. Учитывая межведомственный характер подобных обменов и перспективу создания единого общереспубликанского распределенного банка данных, в следующей пятилетке наряду с развитием сети передачи данных предполагается создать межведомственную сеть территориальных информационно-диспетчерских пунктов (ИДП) с целью управления передачей данных и совместной работой ВЦ, принадлежащих различным ведомствам. Одной из первоочередных задач, которую могла бы решать сеть ИДП, является увеличение загрузки ВЦ и улучшение использования ЭВМ в республике. Проектирование сети ИДП и ВЦКП является важной задачей, которая может быть решена лишь мощной специализированной проектно-конструкторской организацией. Создание таких сетей потребует специальных централизованных ассигнований в рамках нового пятилетнего плана. Важнейшей задачей в новой пятилетке будет оставаться задача автоматизации (с помощью ЭВМ) сложных технологических процессов. Научный задел, созданный в девятой пятилетке, позволит приступить к комплексной автоматизации проектно-конструкторских работ. Опыт показывает, что на этом пути можно добиться десятикратного сокращения сроков проектирования при одновременном значительном улучшении его качества. Много работ предстоит выполнить в связи с задачей комплексной автоматизации испытаний сложных объектов и экспериментальных научных исследований. СБОРНИКУ -15 лет | Сборник издается с января 1960 г. (до 1966 г. — под названием „Автоматика и приборостроение"). За пятнадцать лет вышло 78 номеров, в ко- торых опубликовано около двух тысяч статей. Коллектив авторов, проявляющих наибольшую активность, насчитывает свыше тысячи человек. Это ученые, инженеры, новаторы производства — специалисты различных областей науки и тех- ники. Сборник читают не только в Украинской, но и в других республиках нашей страны, а также в двадцати шести зарубежных странах. |_______________________ ___ 1, 1975 Механизация и автоматизация управления, № 1, 1975 |
© v-v-glushkova |