АСУ. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

 

Академик В. М. Глушков

 

В соответствии с Директивами XXIV съезда КПСС созданы и созда­ются сотни АСУ различных классов. Наибольшее место среди них за­нимают автоматизированные системы управления предприятиями и объединениями, а также автоматизированные системы управления тех­нологическими процессами (АСУТП). Многие из этих систем оказались весьма эффективными, однако далеко не весь полученный от их внедре­ния эффект находит сегодня прямое денежное выражение.

Как показал опыт, внедрение АСУ на предприятиях позволяет уве­личить объем выпускаемой продукции на 3—7%, сократить уровень за­пасов на 20—25%, уменьшить нормативы оборотных средств на 16— 18%. На многих машиностроительных заводах внедрение АСУ позволи­ло сократить в несколько раз сроки запуска в производство новых слож­ных изделий и резко (в 5—6 раз) уменьшить списываемые остатки мате­риалов и комплектующих изделий после окончания выполнения слож­ных заказов в мелкосерийном и единичном производстве.

На многих машиностроительных и приборостроительных предприя­тиях, внедривших АСУ, отмечается значительное ускорение темпов рос­та ряда технико-экономических показателей и прежде всего темпов рос­та производительности труда. Такое ускорение обусловливается рядом причин. Одна из них — увеличение действенности социалистического соревнования, основанного на несравненно большей оперативности и точности учета, обеспечиваемых автоматизированными системами уп­равления (например, оперативное доведение до рабочих результатов расчетов зарплаты при переходе на ежедневное начисление).

Другая не менее важная причина увеличения темпов роста технико-экономических показателей производства состоит в том, что АСУ позво­ляет оперативно производить детальный технико-экономический анализ всех факторов, влияющих на производительность труда, себестоимость продукции, ее качество и другие показатели и тем самым ставить кон­кретные цели перед администрацией и инженерно-техническим персо­налом по совершенствованию организации и технологии производства. Кроме того, АСУ дает возможность руководству и инженерно-техниче­скому персоналу избежать затрат времени на составление справок и от­четов, продвижение заказов в цехах, организацию авралов и сосредото­читься на решении наиболее актуальных задач совершенствования тех­нологии и управления производством.

Сегодня уже нередки случаи, когда внедрение АСУ позволило пред­приятиям увеличить годовые темпы роста производительности труда с 3—4 до 12—14%. Хотя эти темпы роста наряду с другими состав­ляющими эффекта, о которых шла речь выше, пока не учитываются

 Механизация и автоматизация управления, № 1, 1975

3

принятой методикой расчета экономической эффективности АСУ, тем не менее она оказывается достаточно высокой. Общий экономический эф­фект от внедрения АСУ в 1971—1973 гг. составил 723 млн. руб. Планом на 1974 г. общий эффект от дополнительной прибыли, получаемой от внедрения АСУ, был предусмотрен в размере 480 млн. руб. Всего же в соответствии с пятилетним планом общий эффект от внедрения АСУ составит 1850 млн. руб. По данным Государственного комитета по нау­ке и технике, затраты на создание АСУ окупаются в среднем за 3,3 года.

Если принимать во внимание лишь те АСУ, функционирование ко­торых не сводится к автоматизации решения простейших бухгалтерских учетных задач, а к решению коренных задач планирования и управления, то сроки окупаемости затрат для таких систем не превышают двух лет. Иными словами, уже на современном этапе без учета многих составля­ющих эффекта эффективность вложения средств в АСУ в среднем в 3 раза выше, чем в основное производство. Например, внедрение отрас­левой АСУ Минприбора только в 1972 г. позволило получить дополни­тельную прибыль в сумме около 13 млн. руб., в результате чего расхо­ды на ее создание и эксплуатацию окупились менее чем за один год. За полтора года окупились расходы на создание АСУП в Ленинградском оптико-механическом объединении и ПТО «Электрон» (г. Львов) и т. д.

Однако наряду с указанными высокоэффективными системами за последние годы появилось немало АСУ с незначительной, нулевой, а иногда и отрицательной эффективностью. Детальный анализ показыва­ет, что подобное положение имеет место там, где на самом деле ника­ких АСУ в том смысле, который вкладывается в это понятие современной наукой, создано не было. Подобные «псевдо-АСУ» при пренебрежении к давно сформулированным принципам построения АСУ ориентируются не на кореннное улучшение решения основных задач планирования и уп­равления производством, а лишь на отдельные рутинные задачи, ре­шаемые на ЭВМ в том же виде, в каком они решались ранее.

Имеются три основные причины появления подобных «псевдо-АСУ». Первая причина заключается в слабости технической базы. Дело в том, что до последнего времени можно было строить АСУ лишь на ЭВМ вто­рого поколения (в основном «Минск-32»), выпускавшихся без магнитных дисков и с крайне слабым математическим обеспечением. Положение усугублялось почти полным отсутствием выпуска необходимой перифе­рийной техники (регистраторов производства, дисплеев и др.), а также плохим качеством магнитной ленты и других машинных носителей ин­формации.

В этих условиях создание АСУ, отвечающих современным требова­ниям, предъявляло особо высокие требования к квалификации разра­ботчиков АСУ. Следует сказать, что разработчики АСУ в США, Запад­ной Европе и Японии считают вообще невозможным создание сколько-нибудь эффективных АСУ без мощной технической базы. По­этому создание высокоэффективных отечественных АСУ можно рассматривать как своеобразный научный подвиг, свидетельствующий о весьма высокой квалификации и огромном труде аналитиков, систе­мотехников и программистов.

Вторая причина появления «псевдо-АСУ» заключается в том, что в условиях общего недостатка кадров разработчиков АСУ (имеющего место во всем мире) необходимо обеспечить должную организацию их работы. Если в восьмой пятилетке АСУ создавались в основном по ин­дивидуальным проектам, то в девятой основой технической политики в области создания АСУ должна была стать концентрация наиболее ква­лифицированных кадров при относительно небольшом количестве типо­вых проектов и организация массовых индустриальных форм их привяз­ки и внедрения на конкретных объектах. Как показал опыт группы машиностроительных отраслей промышленности, такая политика в 4—5

4

Механизация и автоматизация  управления,  № 1,  197

раз увеличивает   производительность   труда в разработке   и внедрении-АСУ»

Задания в области разработки и внедрения АСУ в девятой пятилет­ке возросли по сравнению с восьмой не менее чем в 8 раз, а число ква­лифицированных кадров в течение пяти лет было лишь удвоено. Вы­полнение заданий пятилетнего плана по АСУ без снижения среднего ка­чества разработок в таких условиях могла обеспечить только политика концентрации квалифицированных кадров на типовых проектах и пере­ход к индустриальным методам внедрения. К сожалению, она была про­ведена далеко не всюду. В результате число квалифицированных кадров, приходящихся на один проект, уменьшилось, что не могло не привес-ти к снижению качества проектирования и к появлению некачественных проектов, т. е. к подмене настоящих систем автоматизации псевдоси­стемами.

Третья причина появления «псевдо-АСУ» состоит в формально-бю­рократическом отношении руководителей ряда предприятий и мини­стерств к вопросам создания и внедрения АСУ.

Появление «псевдо-АСУ» особенно опасно тем, что бросает тень на идею автоматизации управления и приводит к возникновению волны вторичного скептицизма. Если первичный скептицизм (распространенный в 60-е годы) основывался на полном незнании возможностей ЭВМ, то вторичный (по крайней мере внешне) — на определенном знании и опыте, возникшем в результате появления «псевдо-АСУ».

Положение усугубляется тем, что до настоящего времени трудно­сти, стоящие на пути создания действительно эффективных АСУ, в пол­ной мере еще не оцениваются большинством наших хозяйственных ру­ководителей. От их внимания, как правило, ускользает тот факт, что создание высокоэффективной АСУ для современного крупного пред­приятия представляет собой весьма сложную задачу. Поэтому трудно назвать нормальным положение, когда разработку АСУ находят воз­можным поручать на полуобщественных началах какой-либо лаборато-

 рии или институту, отягощенных к тому же многочисленной дополни­тельной тематикой.

 Из сказанного следует вывод о полной бесперспективности технической политики, основанной на индивидуальном проектировании АСУ.

Производимый в настоящее время переход на ЭВМ третьего поколе-ния (ЕС ЭВМ) еще более облегчает   задачу типизации АСУ. Если   для

ЭВМ второго поколения использовался в основном лишь один уровень

типизации по группам родственных (например, машиностроительных) предприятий, то для АСУ всех классов (от цеха и склада до отрасли) представляется возможным типизировать большую   часть технического

и программного обеспечения и значительную часть информационного обеспечения.

Уже сейчас возможности ЕС ЭВМ обеспечивают условия  для созда-

ния достаточно широкого класса конфигураций технических средств, особенно устройств внешней памяти и стандартных устройств ввода-вы-вода для ВЦ общего назначения. Распространение этих возможностей на комплексирование центральных процессоров, включая миникомпью-теры и «нестандартные» (с точки зрения классической вычислительной техники) периферийные устройства (цеховые и складские регистрато-ры, кассовые аппараты и т. п.), позволит с минимальной затратой сил средств создавать технические комплексы для АСУ в любых отраслях народного хозяйства (включая непромышленную сферу).  Разработанные   и  освоенные системы  и  пакеты программ для ЕС

ЭВМ (над которыми трудились десятки тысяч специалистов в разных странах) также позволяют охватить большое число задач планирования и управления и облегчить труд программистов, занятых разработками АСУ. Продолжение работы над пакетами программ приведет к возмож-

      Механизация и  автоматизация управления, № 1,  1975 5

ности централизованного снабжения программами (и процедурами) управления всех разработчиков независимо от вида разрабатываемой АСУ. Такое снабжение предполагает соответствующую централизацию обучения всех разработчиков новым (ускоренным) методам создания АСУ. В сзязи с этим важнейшей первоочередной задачей является создание мощного учебно-методического центра. В таком центре прежде всего должна быть создана и развита техническая база, позволяющая быстро создавать прототипы технических комплексов для любых видов АСУ. Этот центр должен также концентрировать работу по созданиюн и освоению пакетов прикладных программ для широкого применения (включая не только обычные АСУ, но и автоматизацию испытаний, про ектно-конструкторских работ и др.).

При наличии подобного центра и головных НИИАСУ во всех отрас лях (или группах родственных отраслей) работа по созданию АСУ в рес публике может быть организована следующим образом. В головных НИИАСУ разрабатываются технические задания на АСУ различных ти пов. В соответствии с планом работ разработчиков АСУ из головных институтов направляют в учебно-методический центр (УМЦ), где для них создается необходимая конфигурация технических средств и ком понуется необходимый состав математического обеспечения. При этом в пакетах ЕС ЭВМ, ориентированных на АСУ, имеются уже необходи мые формы представления информации как внутри ЭВМ, так и на ее входах и выходах. Освоив определенную учебную программу по рабо те на рекомендуемой конфигурации технико-программных средств (сначала на некоторой условной информации), разработчики в даль нейшем концентрируют свое внимание на заполнении массивов реаль ной информацией, з том числе на создании (или применении) необхо димых классификаторов.

Освоив работу с первым экземпляром разрабатываемой системы на той или иной реальной информации, разработчики вместе с УМЦ организуют обучение кадров пользователей тех объектов (предприятий, магазинов, строительных трестов и т. д.), где будет внедряться система этого типа. Применительно к каждому объекту головной НИИ совместно с УМЦ уточняет конфигурацию технического комплекса и программ го обеспечения, после чего оно централизованно ( специальным мон тажно-наладческим трестом) поставляется, монтируется и отлажива ется. Одновременно заранее подготовленный персонал пользователей. организует наполнение системы реальной информацией в соответствии с разработанными головным НИИ стандартами (классификаторами, формами документов и т. п.).

Поскольку создание эффективных АСУ, как правило, требует корен ного изменения организационных форм управления, а в ряде случаев и введенных ранее экономических механизмов, в задачу головного НИИАСУ должны входить не только автоматизация обработки инфор мации, но и проектирование (под руководством УМЦ) всей организации управления. Здесь речь идет о структуре и функциях различных звеньев органов управления, процедурах принятия решений и контроля испол нения, формах материального и морального поощрения и т. п.

Наряду с созданием отдельных функциональных звеньев автомати зированного управления в виде низовых и отраслевых АСУ, а также общереспубликанских АСУ (АСПР, АСУ МТС и др.) важнейшее значение имеет единый замысел всех создаваемых АСУ, а также техническая и информационно-программная их стыковка. Эта задача должна быть решена на основе разработки и постоянного уточнения республиканской автоматизированной системы, а также с помощью рабочих форм коор динации в виде советов главных конструкторов и его представителя во всех разрабатываемых АСУ.

6

Механизация и автоматизация управления, № 1, 1

 

Важное значение в ускорении темпов и увеличении эффективности автоматизации управления в народном хозяйстве будет иметь создание Республиканской сети вычислительных центров коллективного пользова­ния (ВЦКП) и системы связанных с ними терминалов абонентских пунк­тов, установленных у пользователей. Решение этой задачи тесно связано с развитием общереспубликанской сети передачи данных. Помимо связи пользователей с ВЦКП, эта сеть должна обеспечить прямой обмен ин­формацией между АСУ различных ведомств и уровней управления (го­ризонтальные и вертикальные связи), что позволит улучшить качество управления во всех звеньях народного хозяйства.

Учитывая межведомственный характер подобных обменов и пер­спективу создания единого общереспубликанского распределенного банка данных, в следующей пятилетке наряду с развитием сети переда­чи данных предполагается создать межведомственную сеть территори­альных информационно-диспетчерских пунктов (ИДП) с целью управле­ния передачей данных и совместной работой ВЦ, принадлежащих раз­личным ведомствам. Одной из первоочередных задач, которую могла бы решать сеть ИДП, является увеличение загрузки ВЦ и улучшение использования ЭВМ в республике. Проектирование сети ИДП и ВЦКП является важной задачей, которая может быть решена лишь мощной специализированной проектно-конструкторской организацией. Создание таких сетей потребует специальных централизованных ассигнований в рамках нового пятилетнего плана.

Важнейшей задачей в новой пятилетке будет оставаться задача ав­томатизации (с помощью ЭВМ) сложных технологических процессов. Научный задел, созданный в девятой пятилетке, позволит приступить к комплексной автоматизации проектно-конструкторских работ. Опыт показывает, что на этом пути можно добиться десятикратного сокраще­ния сроков проектирования при одновременном значительном улучше­нии его качества. Много работ предстоит выполнить в связи с задачей комплексной автоматизации испытаний сложных объектов и эксперимен­тальных научных исследований.

 СБОРНИКУ -15 лет |

 Сборник издается с января 1960 г. (до 1966 г.

 под названием „Автоматика и приборостроение").

 За пятнадцать лет вышло 78 номеров,  в ко-

 торых опубликовано около двух тысяч статей.

 Коллектив авторов,   проявляющих наибольшую

 активность, насчитывает свыше тысячи человек.

 Это ученые, инженеры, новаторы производства

 специалисты различных областей науки и тех-

 ники.

 Сборник читают не только в Украинской, но

 и в других республиках нашей страны, а также

в двадцати шести зарубежных странах.

|_______________________     ___

1, 1975

Механизация и автоматизация управления, № 1, 1975

 

© v-v-glushkova

Бесплатный хостинг uCoz