|
ЗАДАЧИ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ СБОРА И ОБРАБОТКИ ДАННЫХ В УКРАИНСКОЙ ССР
Задачи и пути дальнейшего повышения эффективности использования электронной вычислительной техники в народном хозяйстве четко определены решениями XXV съезда КПСС: «Обеспечить дальнейшее развитие и повышение эффективности автоматизированных систем управления и вычислительных центров, последовательно объединяя их в единую общегосударственную систему сбора и обработки информации для учета, планирования и управления. Создавать вычислительные центры коллективного пользования». Для успешной и безусловной реализации этих решений в народнохозяйственном плане и планах министерств и ведомств следует предусмотреть конкретные задания в этой области, основанные на объективной оценке опыта прошлого и результатах проведения научных разработок и исследований. При этом следует исходить из того принципиального положения, что хотя эффект от затрат на внедрение вычислительной техники проявляется главным образом в сфере материального производства и обслуживания, эффективность (нормативная и фактическая) этих затрат должна быть значительно выше эффективности затрат непосредственно на создание, совершенствование и развитие основных производственных фондов. В девятой пятилетке коэффициент эффективности затрат на внедрение вычислительной техники в среднем по республике составил 0,25—0,33, а по отдельным министерствам и ведомствам — до 0,5, в капитальном строительстве — в среднем 0,15. Проектные проработки, проведенные в Госплане УССР, дают основание сделать вывод, что в десятой пятилетке коэффициент эффективности затрат на внедрение вычислительной техники в народное хозяйство республики может быть повышен на 25% против достигнутого уровня. По отдельным министерствам и ведомствам имеются возможности для еще большего роста этого показателя. Так, по Минчермету УССР он может составить 100%, по Минуглепрому УССР — 50%, Укрсельхозтехнике — 50%, Минтяжстрою УССР —45%, Минпищепрому УССР —40%. Для обеспечения такого высокого роста эффективности внедрения вычислительной техники в народное хозяйство республики необходимо осуществление мероприятий, которые позволили бы достичь
ощутимого положительного влияния деятельности ВЦ и функционирования АСУ на выходные технико-экономические показатели работы предприятий и объединений (прежде всего на объемы, качество и себестоимость продукции, производительность труда). Для усиления влияния электронных систем сбора и обработки данных на эффективность функционирования общественного производства республики в целом в первую очередь необходимо развитие работ по созданию АСУ на наиболее важных объектах, определяющих темпы развития отраслей народного хозяйства, где потенциально возможно достижение значительного экономического эффекта на уровне не ниже нормативного значения. Автоматизированные системы управления, отдельные вычислительные центры и другие электронные системы сбора и обработки данных являются постоянно развивающимися объектами. Их развитие должно определяться прежде всего потребностями функционирования и развития объектов и аппарата управления. Отсюда следует необходимость организации систематической и плановой работы по диагностическим обследованиям объектов народного хозяйства специалистами министерств, ведомств, объединений предприятий, учеными, экономистами, плановиками и кибернетиками, а также по обоснованию тех направлений и сфер внедрения вычислительной техники, где может быть получена наибольшая практическая отдача. Важно, чтобы результаты такой работы выдавались к моменту разработки планов на последующие периоды, когда решаются вопросы выделения необходимых материальных и финансовых ресурсов. Системный анализ и экономическая оценка проблем, резервов, потерь и недостатков управления, диагностическое обследование должны стать основным инструментом при определении содержания работ электронных систем сбора и обработки данных на этих объектах. Такой подход позволит ориентировать внедрение и использование вычислительной техники на решение актуальных системных проблем, может служить надежной основой для формулирования конкретных целей развития ВЦ и АСУ. Проблемно целевая ориентировка в создании и совершенствовании электронных систем сбора и обработки данных является по существу ориентировкой на реализацию ленинского принципа «главного звена» в решении задач планирования и управления объектами народного хозяйства. Она также создает условия для плодотворного применения системного подхода к организации информационной, программной и технической базы электронных систем. Анализ потерь в народном хозяйстве республики по организационным причинам по расчетам, проведенным в эскизном проекте Республиканской автоматизированной системы сбора и обработки информации для учета планирования и управления в народном хозяйстве Украинской ССР (РАС УССР), показал, что определенная их часть может быть устранена в десятой пятилетке путем решения на ВЦ и в АСУ прогнозных, плановых, аналитических и информационно-оперативных задач, в том числе: в планировании народного хозяйства — задач, которые обеспечивают необходимый уровень сбалансированности народнохозяйственных планов, их многовариантность, обоснованность и снижение затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов, рациональные пропорции развития основных отраслей народного хозяйства и регионов республики, повышение темпов роста национального дохода и производительности труда, обоснование путей повышения эффективности капитальных вложений, фондоотдачи в народном хозяйстве; в промышленности — задач по обоснованию производственных возможностей предприятий и объединений и мероприятий по их наилучшему использованию, прогрессивных норм и снижению затрат
материальных, трудовых и финансовых ресурсов; по оптимизации размещения производства и составлению вариантов производственных планов, сбалансированных и напряженных по основным выходным технико-экономическим показателям, прежде всего — по объему производства, производительности труда, рентабельности, себестоимости и показателям качества продукции; по рациональной загрузке и синхронизации работы основного технологического оборудования и производственных подразделений; по контролю за состоянием и анализу выполнения народнохозяйственных планов, а также других задач, направленных на более эффективное использование основных фондов, снижение материалоемкости, трудоемкости и себестоимости изделий и улучшение их качества; в сельском хозяйстве — задач по обоснованию рационального использования земельных и трудовых ресурсов, основных фондов и повышения урожайности сельскохозяйственных культур и по оптимизации структуры посевного фонда; по нахождению путей эффективного использования сельскохозяйственной техники, минеральных и органических удобрений, а также других задач динамичного развития, повышения эффективности сельского хозяйства, улучшения качества и снижения себестоимости сельскохозяйственной продукции; в строительстве — задач, обеспечивающих своевременный ввод в действие основных фондов и производственных мощностей, концентрацию капитальных вложений на наиболее важных стройках, снижение объемов незавершенного строительстве, сбалансированное планирование объемов строительно-монтажных работ и их проектного и материально-технического обеспечения, снижение сметной стоимости строительства, обоснование рационального развития и загрузки производственных мощностей строительных организаций, улучшение качестве и сроков разработки проектной документации, составление рациональных текущих планов и графиков выполнения строительно-монтажных работ; на транспорте—задач, направленных на более рациональное использование транспортных средств, снижение простоев вагонов, судов, автомобилей при загрузке и технических операциях, более полное использование их грузоподъемности и емкости, организацию эффективной ремонтной базы, поиск оптимальных маршрутов и сокращение пустых пробегов и других задач по повышению эффективности транспорта; в торговле — задач, связанных с сокращением сверхнормативных запасов отдельных видов товаров, ускорением товарооборота и уменьшением объемов залежалых и неходовых товаров, планированием сбалансированного с товарными ресурсами и денежными доходами неселения товарооборота, рациональным развитием сети организаций торговли и повышение эффективности их функционирования. Содержание решаемых в электронных системах сбора и обработки данных задач составляет первичную основу их эффективности. Очевидно, что чем меньше затраты на создание и эксплуатацию систем, тем выше итоговая эффективность. Технический комплекс — наиболее дорогая часть систем. Основным направлением экономии затрат здесь является коллективное использование вычислительных мощностей организациями как одного, так и различных ведомств. Кроме снижения потребности в капитальных вложениях и эксплуатационных затратах, коллективное использование позволяет уменьшить дефицит высококвалифицированных специалистов, повысить загрузку ЭВМ и способствует использованию разработанных программ более широким кругом потребителей. Так как принцип коллективного использования вычислительных мощностей реализуется с момента установки первой ЭВМ, то в настоящее время речь Механизация и автоматизация управления № 6, 1976 5
должна идти не о внедрении новой идеи, а о дальнейшем ее развитии на базе новых технических и программных средств. Рост степени коллективного использования вычислительных мощностей в республике за последние годы можно приближенно представить количеством пользователей, приходящихся на одно вычислительное подразделение. Этот показатель в 1970 г. составлял в среднем го республике 3,5, в 1975 г. — 8. По отдельным вычислительным центрам он был значительно выше. Так, по вычислительному центру Института кибернетики АН УССР — 77, производственно-технического объединения «Укрглавснабсистема» — 11. Один вычислительный центр ЦСУ УССР в 1975 г. обслуживал в среднем 74 заказчика. Процесс коллективного использования вычислительных мощностей осуществляется главным образом путем аренды машинного времени. Вычислительные подразделения, имеющие резервы мощностей, практически не могли представить сторонним пользователям таких услуг, как разработке программ, накопление и содержание информационных массивов, выдача справочных материалов, разработка АСУ, телеобработка и передача данных по каналам связи и т. п. Развитию процесса коллективного использования вычислительных мощностей препятствовали следующие причины: отсутствие необходимого штатного и материального обеспечения, имеющего большие резервы вычислительных машин (работа в 1—2 смены) в научно-исследовательских и проектно-конструкторских организациях; программная и техническая несовместимость ЭВМ второго поколения даже одних и тех же серий; отсутствие достаточно мощной проектной базы в республике (разработка проектов АСУ и программного обеспечения) и др. Однако указанные причины не могут служить поводом для снижения внимания к этому важному направлению повышения эффективности АСУ и ВЦ в народном хозяйстве. Ключевой идеей проекта Государственной сети вычислительных центров (ГСВЦ), разработанного Всесоюзным научно-исследовательским институтом проблем организации и управления, Государственным комитетом по науке и технике СССР и другими организациями, является коллективное использование вычислительных мощностей. На заключительном этапе в ГСВЦ войдут примерно 25 тыс. кустовых и индивидуальных вычислительных центров министерств и ведомств и 200 базовых вычислительных центров коллективного пользования (ВЦКП). В проекте ГСВЦ основное внимание уделено проблеме создания ВЦКП, вопрос же развития ведомственной сети ВЦ на принципах коллективного использования вычислительных мощностей не доведен до уровня практических рекомендаций к составлению десятого пятилетнего плана. В планах министерств и ведомств следует предусмотреть ряд направлений осуществления идеи коллективного использования вычислительных мощностей в республике. Создание новых вычислительных центров необходимо планировать на крупных объектах, где количество возможных пользователей (цех, отдел, участок, подразделение) достигает десятков и сотен и главным образом в составе АСУ. Следует более интенсивно развивать сеть кустовых вычислительных центров в Минавтотрансе УССР, Минэнерго УССР, Минчермете УССР, Минстройматериалов УССР и других министерств и ведомств. Значительную часть (более 50%) мощных ЭВМ необходимо направить на увеличение производительности действующих ВЦ, превращая их в мощные многомашинные комплексы, обслуживающие не только подведомственные организации. В отдельных министерствах и ведомствах уже созрели условия для образования научно-производственных системотехнических объединений на базе подведомственных вычислительных центров и машиносчетных станций, научных и проектно-конструкторских организаций и подразделений, служб связи,
Механизация и автоматизация управления № 6, 1976 6
которые в будущем должны стать основной организационной формой коллективного использования не только вычислительных мощностей, но и разрабатывающих подразделений. Такой подход должен применяться и в процессе создания и эксплуатации систем передачи данных. Положительный опыт в этом отношении получен в Укрсельхозтехнике, где создается на долевых взносах система передачи данных для сельскохозяйственного производства республики Весьма полезной для создания экономной технической базы вычислительных систем была бы разработка учеными Института кибернетики АН УССР, ГлавНИИВЦ Госплана УССР, научно-технического объединения «Горсистемотехника» и других организаций перспективных схем размещения вычислительных центров на территории крупных городов республики (Киев, Харьков, Донецк, Днепропетровск, Одесса, Львов) на основе коллективного использования их. Для дальнейшего снижения стоимости электронных систем сбора и обработки данных в десятой пятилетке необходимо более продуктивно скоординировать соответствующие работы министерств и ведомств, организовать широкое внедрение уже имеющихся и согласованную разработку необходимых типовых элементов и прежде рсего пакетов прикладных программ. Головные организации — Институт кибернетики АН УССР, ГлавНИИВЦ Госплана УССР, производственно-техническое объединение «Укрглавснабсистема», НТО «Горсистемотехника», НИИАСС Госстроя УССР, главные вычислительные центры министерств и ведомств — уже в текущем году должны разработать необходимые планы и организовать их выполнение. Важную основу для существенного сдвига в этой области составляет разработанная ГлавНИИВЦ Госплана УССР и Институтом кибернетики АН УССР укрупненная комплексная целевая программа создания РАС УССР, дальнейшую детализацию которой с разработкой подпрограмм по развитию в 1976—1980 гг. важнейших межотраслевых, отраслевых, ведомственных и территориальных электронных систем сбора и обработки данных необходимо завершить в ближайшее время. В течение десятой пятилетки в республике более чем в 3 раза увеличатся вычислительные мощности, значительно возрастут объемы работ по созданию новых и развитию действующих электронных систем сборе и обработки данных. Для достижения высокой практической отдачи потребуется более качественное планирование и более совершенное управление процессом внедрения вычислительной техники во всех звеньях народного хозяйства УССР. В связи с этим необходима значительная активизация руководящей и координирующей работы головных организаций по созданию РАС УССР — Института кибернетики АН УССР и ГлавНИИВЦ Госплана УССР, а также Совета главных конструк-торов АСУ УССР.
Механизация и автоматизация управления № 6, 1976 7
|
© v-v-glushkova |