ЗАДАЧИ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ СБОРА И ОБРАБОТКИ ДАННЫХ В УКРАИНСКОЙ ССР

                                                Глушков В.М., Матвеев М.Т.

Задачи и пути дальнейшего повышения эффективности использования электронной вычислительной техники в народном хозяйстве четко определены решениями XXV съезда КПСС: «Обеспечить дальнейшее развитие и повышение эффективности авто­матизированных систем управления и вычислительных центров, после­довательно объединяя их в единую общегосударственную систему сбора и обработки информации для учета, планирования и управления. Создавать вычислительные центры коллективного пользования».

Для успешной и безусловной реализации этих решений в народ­нохозяйственном плане и планах министерств и ведомств следует пре­дусмотреть конкретные задания в этой области, основанные на объек­тивной оценке опыта прошлого и результатах проведения научных разработок и исследований.

При этом следует исходить из того принципиального положения, что хотя эффект от затрат на внедрение вычислительной техники про­является главным образом в сфере материального производства и об­служивания, эффективность (нормативная и фактическая) этих затрат должна быть значительно выше эффективности затрат непосредствен­но на создание, совершенствование и развитие основных производ­ственных фондов.

В девятой пятилетке коэффициент эффективности затрат на внед­рение вычислительной техники в среднем по республике составил 0,25—0,33, а по отдельным министерствам и ведомствам — до 0,5, в капитальном строительстве — в среднем 0,15.

Проектные проработки, проведенные в Госплане УССР, дают осно­вание сделать вывод, что в десятой пятилетке коэффициент эффек­тивности затрат на внедрение вычислительной техники в народное хозяйство республики может быть повышен на 25% против достигну­того уровня. По отдельным министерствам и ведомствам имеются воз­можности для еще большего роста этого показателя. Так, по Минчермету УССР он может составить 100%, по Минуглепрому УССР — 50%, Укрсельхозтехнике — 50%, Минтяжстрою УССР —45%, Минпищепрому УССР —40%.

Для обеспечения такого высокого роста эффективности внедре­ния вычислительной техники в народное хозяйство республики необ­ходимо осуществление мероприятий, которые позволили бы достичь

 

 
   


Механизация и автоматизация   управления  № 6,   1976

 

ощутимого положительного влияния деятельности ВЦ и функциониро­вания АСУ на выходные технико-экономические показатели работы предприятий и объединений (прежде всего на объемы, качество и себе­стоимость продукции, производительность труда). Для усиления влия­ния электронных систем сбора и обработки данных на эффективность функционирования общественного производства республики в целом в первую очередь необходимо развитие работ по созданию АСУ на наиболее важных объектах, определяющих темпы развития отраслей народного хозяйства, где потенциально возможно достижение значи­тельного экономического эффекта на уровне не ниже нормативного значения.

Автоматизированные системы управления, отдельные вычислитель­ные центры и другие электронные системы сбора и обработки данных являются постоянно развивающимися объектами. Их развитие должно определяться прежде всего потребностями функционирования и раз­вития объектов и аппарата управления. Отсюда следует необходимость организации систематической и плановой работы по диагностическим обследованиям объектов народного хозяйства специалистами мини­стерств, ведомств, объединений предприятий, учеными, экономистами, плановиками и кибернетиками, а также по обоснованию тех направ­лений и сфер внедрения вычислительной техники, где может быть по­лучена наибольшая практическая отдача. Важно, чтобы результаты такой работы выдавались к моменту разработки планов на последую­щие периоды, когда решаются вопросы выделения необходимых ма­териальных и финансовых ресурсов.

Системный анализ и экономическая оценка проблем, резервов, потерь и недостатков управления, диагностическое обследование дол­жны стать основным инструментом при определении содержания работ электронных систем сбора и обработки данных на этих объектах. Такой подход позволит ориентировать внедрение и использование вычисли­тельной техники на решение актуальных системных проблем, может служить надежной основой для формулирования конкретных целей развития ВЦ и АСУ. Проблемно целевая ориентировка в создании и совершенствовании электронных систем сбора и обработки данных является по существу ориентировкой на реализацию ленинского прин­ципа «главного звена» в решении задач планирования и управления объектами народного хозяйства. Она также создает условия для плодо­творного применения системного подхода к организации информацион­ной, программной и технической базы электронных систем.

Анализ потерь в народном хозяйстве республики по организацион­ным причинам по расчетам, проведенным в эскизном проекте Респуб­ликанской автоматизированной системы сбора и обработки информа­ции для учета планирования и управления в народном хозяйстве Украинской ССР (РАС УССР), показал, что определенная их часть мо­жет быть устранена в десятой пятилетке путем решения на ВЦ и в АСУ прогнозных, плановых, аналитических и информационно-оперативных задач, в том числе:

в планировании народного хозяйства — задач, которые обеспечи­вают необходимый уровень сбалансированности народнохозяйственных планов, их многовариантность, обоснованность и снижение затрат ма­териальных, трудовых и  финансовых ресурсов, рациональные пропор­ции развития основных отраслей народного хозяйства и регионов республики, повышение темпов роста национального дохода и произ­водительности труда, обоснование путей повышения эффективности капитальных вложений, фондоотдачи в народном хозяйстве;

в промышленности — задач по обоснованию производственных возможностей предприятий и объединений и мероприятий по их наи­лучшему   использованию,   прогрессивных   норм и  снижению  затрат

 


Механизация и автоматизация  управления  № 6,   1976

 

материальных, трудовых и финансовых ресурсов; по оптимизации раз­мещения производства и составлению вариантов производственных планов, сбалансированных и напряженных по основным выходным тех­нико-экономическим показателям, прежде всего — по объему произ­водства, производительности труда, рентабельности, себестоимости и показателям качества продукции; по рациональной загрузке и син­хронизации работы основного технологического оборудования и про­изводственных подразделений; по контролю за состоянием и анализу выполнения народнохозяйственных планов, а также других задач, направленных на более эффективное использование основных фондов, снижение материалоемкости, трудоемкости и себестоимости изделий и улучшение их качества;

в сельском хозяйстве — задач по обоснованию рационального ис­пользования земельных и трудовых ресурсов, основных фондов и по­вышения урожайности сельскохозяйственных культур и по оптимизации структуры посевного фонда; по нахождению путей эффективного ис­пользования сельскохозяйственной техники, минеральных и органиче­ских удобрений, а также других задач динамичного развития, повыше­ния эффективности сельского хозяйства, улучшения качества и снижения себестоимости сельскохозяйственной продукции;

в строительстве — задач, обеспечивающих своевременный ввод в действие основных фондов и производственных мощностей, концен­трацию капитальных вложений на наиболее важных стройках, снижение объемов незавершенного строительстве, сбалансированное планирова­ние объемов строительно-монтажных работ и их проектного и мате­риально-технического обеспечения, снижение сметной стоимости строи­тельства, обоснование рационального развития и загрузки производ­ственных мощностей строительных организаций, улучшение качестве и сроков разработки проектной документации, составление рациональ­ных текущих планов и графиков выполнения строительно-монтажных работ;

на транспорте—задач, направленных на более рациональное ис­пользование транспортных средств, снижение простоев вагонов, судов, автомобилей при загрузке и технических операциях, более полное использование их грузоподъемности и емкости, организацию эффек­тивной ремонтной базы, поиск оптимальных маршрутов и сокращение пустых пробегов и других задач по повышению эффективности транс­порта;

в торговле — задач, связанных с сокращением сверхнормативных запасов отдельных видов товаров, ускорением товарооборота и умень­шением объемов залежалых и неходовых товаров, планированием сбалансированного с товарными ресурсами и денежными доходами неселения товарооборота, рациональным развитием сети организаций торговли и повышение эффективности их функционирования.

Содержание решаемых в электронных системах сбора и обработ­ки данных задач составляет первичную основу их эффективности. Оче­видно, что чем меньше затраты на создание и эксплуатацию систем, тем выше итоговая эффективность.

Технический комплекс — наиболее дорогая часть систем. Основ­ным направлением экономии затрат здесь является коллективное использование вычислительных мощностей организациями как одного, так и различных ведомств. Кроме снижения потребности в капиталь­ных вложениях и эксплуатационных затратах, коллективное использо­вание позволяет уменьшить дефицит высококвалифицированных спе­циалистов, повысить загрузку ЭВМ и способствует использованию раз­работанных программ более широким кругом потребителей. Так как принцип коллективного использования вычислительных мощностей реа­лизуется с момента установки первой ЭВМ, то в настоящее время речь

Механизация и автоматизация   управления   № 6,   1976                                                       5

 

должна идти не о внедрении новой идеи, а о дальнейшем ее развитии на базе новых технических и программных средств.

Рост степени коллективного использования вычислительных мощ­ностей в республике за последние годы можно приближенно пред­ставить количеством пользователей, приходящихся на одно вычисли­тельное подразделение. Этот показатель в 1970 г. составлял в среднем го республике 3,5, в 1975 г. — 8. По отдельным вычислительным цент­рам он был значительно выше. Так, по вычислительному центру Инсти­тута кибернетики АН УССР — 77, производственно-технического объе­динения «Укрглавснабсистема» — 11. Один вычислительный центр ЦСУ УССР в 1975 г. обслуживал в среднем 74 заказчика.

Процесс коллективного использования вычислительных мощностей осуществляется главным образом путем аренды машинного времени. Вычислительные подразделения, имеющие резервы мощностей, прак­тически не могли представить сторонним пользователям таких услуг, как разработке программ, накопление и содержание информационных массивов, выдача справочных материалов, разработка АСУ, телеобра­ботка и передача данных по каналам связи и т. п. Развитию процесса коллективного использования вычислительных мощностей препятство­вали следующие причины: отсутствие необходимого штатного и мате­риального обеспечения, имеющего большие резервы вычислительных машин (работа в 1—2 смены) в научно-исследовательских и проектно-конструкторских организациях; программная и техническая несовмести­мость ЭВМ второго поколения даже одних и тех же серий; отсутствие достаточно мощной проектной базы в республике (разработка проек­тов АСУ и программного обеспечения) и др. Однако указанные при­чины не могут служить поводом для снижения внимания к этому важному направлению повышения эффективности АСУ и ВЦ в народном хо­зяйстве.

Ключевой идеей проекта Государственной сети вычислительных центров (ГСВЦ), разработанного Всесоюзным научно-исследователь­ским институтом проблем организации и управления, Государственным комитетом по науке и технике СССР и другими организациями, являет­ся коллективное использование вычислительных мощностей. На заклю­чительном этапе в ГСВЦ войдут примерно 25 тыс. кустовых и индиви­дуальных вычислительных центров министерств и ведомств и 200 базовых вычислительных центров коллективного пользования (ВЦКП). В проекте ГСВЦ основное внимание уделено проблеме создания ВЦКП, вопрос же развития ведомственной сети ВЦ на принципах коллективного использования вычислительных мощностей не доведен до уровня прак­тических рекомендаций к составлению десятого пятилетнего плана.

В планах министерств и ведомств следует предусмотреть ряд на­правлений осуществления идеи коллективного использования вычисли­тельных мощностей в республике.

Создание новых вычислительных центров необходимо планировать на крупных объектах, где количество возможных пользователей (цех, отдел, участок, подразделение) достигает десятков и сотен и главным образом в составе АСУ. Следует более интенсивно развивать сеть кус­товых вычислительных центров в Минавтотрансе УССР, Минэнерго УССР, Минчермете УССР, Минстройматериалов УССР и других минис­терств и ведомств. Значительную часть (более 50%) мощных ЭВМ не­обходимо направить на увеличение производительности действующих ВЦ, превращая их в мощные многомашинные комплексы, обслуживаю­щие не только подведомственные организации. В отдельных министер­ствах и ведомствах уже созрели условия для образования научно-про­изводственных системотехнических объединений на базе подведомствен­ных вычислительных центров и машиносчетных станций, научных и проектно-конструкторских организаций и подразделений, служб связи,

 

Механизация и автоматизация   управления   № 6,   1976  6

 

которые в будущем должны стать основной организационной формой коллективного использования не только вычислительных мощностей, но и разрабатывающих подразделений.

Такой подход должен применяться и в процессе создания и экс­плуатации систем передачи данных. Положительный опыт в этом отно­шении получен в Укрсельхозтехнике, где создается на долевых взносах система передачи данных для сельскохозяйственного производства рес­публики

Весьма полезной для создания экономной технической базы вычи­слительных систем была бы разработка учеными Института киберне­тики АН УССР, ГлавНИИВЦ Госплана УССР, научно-технического объе­динения «Горсистемотехника» и других организаций перспективных схем размещения вычислительных центров на территории крупных городов республики (Киев, Харьков, Донецк, Днепропетровск, Одесса, Львов) на основе коллективного использования их.

Для дальнейшего снижения стоимости электронных систем сбора и обработки данных в десятой пятилетке необходимо более продуктивно скоординировать соответствующие работы министерств и ведомств, организовать широкое внедрение уже имеющихся и согласованную разработку необходимых типовых элементов и прежде рсего пакетов прикладных программ.

Головные организации — Институт кибернетики АН УССР, ГлавНИИВЦ Госплана УССР, производственно-техническое объединение «Укрглавснабсистема», НТО «Горсистемотехника», НИИАСС Госстроя УССР, главные вычислительные центры министерств и ведомств — уже в текущем году должны разработать необходимые планы и организо­вать их выполнение.

Важную основу для существенного сдвига в этой области состав­ляет разработанная ГлавНИИВЦ Госплана УССР и Институтом киберне­тики АН УССР укрупненная комплексная целевая программа создания РАС УССР, дальнейшую детализацию которой с разработкой подпро­грамм по развитию в 1976—1980 гг. важнейших межотраслевых, отрас­левых, ведомственных и территориальных электронных систем сбора и обработки данных необходимо завершить в ближайшее время.

В течение десятой пятилетки в республике более чем в 3 раза уве­личатся вычислительные мощности, значительно возрастут объемы работ по созданию новых и развитию действующих электронных систем сборе и обработки данных. Для достижения высокой практической отдачи по­требуется более качественное планирование и более совершенное управление процессом внедрения вычислительной техники во всех звеньях народного хозяйства УССР. В связи с этим необходима значи­тельная активизация руководящей и координирующей работы голов­ных организаций по созданию РАС УССР — Института кибернетики АН УССР и ГлавНИИВЦ Госплана УССР, а также Совета главных конструк-торов АСУ УССР.

 

Механизация и автоматизация   управления   № 6,   1976                                                                             7

 

 

 

© v-v-glushkova

Бесплатный хостинг uCoz